Автоматизация журналистики – миф или реальность?

2017-05-23
Автоматизация журналистики – миф или реальность?

Казалось бы, что-что, а профессию журналиста роботам в ближайшее время точно не осилить. Все-таки эта работа, помимо умения оперировать фактами, требует еще и способности грамотно формулировать мысли, которых, у искусственного интеллекта нет. Но, как оказалось, в данном случае они ему не так уж и нужны.

Современные роботы-журналисты

Существуют, и с этим критикам придется смириться. Самый яркий пример – андроид Джиа Джиа, которого совсем недавно показали в Китае. Он, точнее она, выглядит в точности как человек и при этом умеет брать интервью. Пока, правда, этим искусством девушка-робот владеет не в совершенстве, периодически подвисая во время разговора, что и происходило во время ее первого показательного интервью с сооснователем журнала Wired. Но не это не значит, что современные технологии не способны на большее.

Так, в Associated Press – одном из крупнейших информационных агентств мира – уже несколько лет ежеквартальные заметки о финансовых результатах различных компаний составляет специальный алгоритм. Он уже написал свыше 3500 статей, которые, как показывают исследования, настолько качественные, что люди не могут их отличить от материалов, написанных журналистами.

Автоматизация журналистики – миф или реальность?

Робот по имени Heliograf уже давно «трудоустроен» в The Washington Post. Он также занимается написанием рутинных новостей о пробках, погоде и т.д. Также к помощи Heliograf прибегают при освещении крупных событий, о которых всегда в прессе появляется много новостей. Например, в 2016-м робот освещал выборы в США и успел написать свыше 500 статей, собравших более полумиллиона кликов. Для сравнения: в 2012 году команде из четырех журналистов издания потребовались почти сутки, чтобы создать лишь малую часть от этого количества.

Особенности статей, написанных роботами

Портал tandfonline опубликовал интересное исследование. Его авторы сравнили статьи роботов и настоящих журналистов. Первые оказались лучше вторых по многим критериям, включая:

  • Скорость. Робот может составить небольшую заметку даже за одну секунду. Это, в свою очередь, позволяет СМИ освещать гораздо больше количество событий и быстрее выпускать новости.
  • Точность. Роботы не могут думать самостоятельно, зато они отлично умеют анализировать большие объемы информации, выискивая даже мелкие детали. Сопоставляя собранные данные, они создают вполне читаемый, а главное – лишенный ошибок текст. Даже если алгоритм и ошибется, то лишь один раз. Достаточно просто указать искусственному интеллекту, как делать не надо, и больше он не совершит оплошность.
  • Персонализация. Президентские выборы во Франции завершились совсем недавно, но об их возможных результатах еще год назад написала свыше 150 тысяч новостей компания Syllabs совместно с газетой Le Monde, включая небольшую заметку для жителей маленькой отдаленной деревни. На это у них ушло четыре часа. Такое таргетирование читателей со временем позволит СМИ создавать персонализированные новости с учетом если не каждого человека, то уж отдельно взятого человека.

Значит ли это, что роботы-журналисты лучше людей?

Сейчас точно нет. Правильнее будет сказать, что они помогают изданиям в работе. Роботы берут на себя самую рутинную работу – от написания прогнозов погоды до описания результатов выборов. Associated Press благодаря автоматизации уже сейчас смогла освободить до 20% времени своих журналистов, переключив их на выполнение более важных задач.

не стоит забывать, что роботам пока не подвластны эмоции, они не знают, что такое ирония или сарказм, например. Составляемые ими тексты, как правило, получаются сухими, как отчеты. И если для некоторых публикаций такой стиль уместен, то для других – нет. Кроме того, роботы еще не умеют толком брать интервью, писать репортажи и самое главное – нуждаются в постоянном контроле со стороны людей.

Подпишитесь на новости! Robotics Expo
Будьте в курсе актуальных новостей индустрии, получайте только полезную информацию!

купитьбилет