Будущее дронов: в Москве хотят запретить, в США — узаконить

От представителя крупнейшего американского интернет-магазина Amazon.com поступило требование ускорить процесс принятия единых требований, регулирующих использование коммерческих дронов в целях доставки товаров по территории США. Одновременно в Мосгордуме ведется обсуждение полного запрета полетов беспилотников над Москвой.
По мнению депутатов Мосгордумы, дроны представляют угрозу безопасности в столице, а также могут образовывать помехи в передвижении вертолетов спецслужб. В большей степени депутаты взволнованы тем, что беспилотниками пользуются частные лица, не имея на то соответствующего разрешения. Чиновники считают, что данный вид самодеятельности следует запретить, а аппараты, на которых совершаются полеты, — сделать недоступными для свободного использования.
От депутатов поступило заявление, что у российских разработчиков имеется новейшая система, позволяющая отследить перемещение дронов на высоте до тысячи метров. Также они высказались о необходимости проведения опытной эксплуатации при установке дронов на поверхность вертолетев МЧС.
К тому же депутаты не скрывают, что сегодня нет должной законодательной базы, которой бы регламентировалось применение беспилотников.
Решить эту проблему в США хотят специалисты Amazon. Компания не довольна существующим положением дел — при том, что правительство пытается установить собственные правила для использования дронов. Это в свою очередь препятствует развитию доставки по воздуху.
Хотя использование дронов имеет очевидную пользу, его регулировать не так уж просто. При этом в США продвижение законодательного процесса в данной сфере наиболее ощутимое.
Очень многие вопросы не решены: например, куда дроны могут летать, а куда нет, какое оборудование могут переносить, как отслеживать их перемещение.
Одновременно Amazon не хочет соглашаться и с уже существующими правилами. Так как технологии все время развиваются, процесс доставки грузов совсем скоро станет полуавтоматическим или полностью автоматизированным.
По мнению Максима Савватина из международного консалтингового агентства iKS-Consulting, действия Amazon, направленные на изменение закона в сфере регулирования применения БПЛА, больше сосредоточены на создании PR-эффекта и поддержке собственного имиджа. Пока не стоит говорить о возможностях широкого коммерческого использования дронов-курьеров.
Спешка американцев объясняется дышащими в затылок конкурентами. В их числе — крупнейший китайский игрок рынка интернет-ритейла Alibaba, который доставляет 340-граммовые упаковки чая в Пекин, Шанхай и Гуанчжоу, а также продвигает необходимые изменения в законодательстве Китая.
Также в будущем дроны будут задействованы с пользой в различных отраслях экономики — не только для доставки груза. Визуальное наблюдение с БПЛА, оснащенных камерами, обеспечивает контроль целостности обшивки судов и трубопроводов, а также помогает искать пропавших. Дроны также используют для видеонаблюдения и охраны, в сборе информации о состоянии водоемов, лесных пожарах, городской обстановке и т. д.
Развитие потребительского сегмента дронов как гаджетов также увеличивает интерес и обеспечивает БПЛА возможность быстрого входа в повседневную жизнь. Как прогнозирует ассоциация потребительской электроники (СEA), в 2015 году рынок вырастет на 55%. Для сравнения: в 2014-м он составлял $130 млн.
Если в качестве примера рассмотреть темпы развития портативных устройств вроде дрона-браслета Nixie, позволяющего проводить съемки селфи-видео с высоты птичьего полета, то скорость развития сегмента будет действительно впечатлять.