Где сядет робот: такси будущего

2014-06-19

Как рассказал недавно один из основателей Google Сергей Брин, уже в этом году компания начнет тестирование собственных беспилотных автомобилей. Google собирается отказаться от помощи автомобильных концернов и создать свою машину с нуля. По сути дела, это будетдвухместная капсула на электротяге без ручных систем управления. Брин и его коллеги поняли: робот не просто заменяет шофера, он меняет логику использования автомобиля как транспортного средства. Это сложный путь, и начинать его удобнее всего в городах, заменяя роботами привычные таксомоторы.

Однако на этом поприще еще масса работы, так что ее хватит не только Гуглу Всемогущему, но и многим другим предприимчивым компаниям. Ведь вопрос не только в системе навигации, но и в самой конструкции автомобиля будущего.

Все началось с кеба

В 1834 году в городе Йорк архитектор Джозеф Хэнсом предложил свой вариант экипажа, который назвал «безопасный кабриолет», или попросту – кеб. Хэнсом обратил внимание, что редко когда в экипаже ездило более двух человек. Он взял за основу двухколесный экипаж, в который запрягалась всего одна лошадь. Пассажиры сидели чуть выше оси, соединявшей колеса, а кебмен сидел сзади, вне кабины. Таким образом соблюдалась милая англичанам приватность, вдобавок повышалась экономичность, возросли устойчивость, комфорт пассажиров и удобство работы кебмена – экипаж был очень маневренным и удобным. Это инженерное решение продлило судьбу конных экипажей: если классические кареты исчезли с улиц Британии уже 100 лет назад, то последний лондонский конный кебмен сдал свою лицензию только в 1947 году. 

Хэнсом-кеб совершил революцию в представлении о том, каким должен быть городской экипаж

В 1897 году в Лондоне начали бегать электрокебы компании Bersey. Эти «самобеглые повозки» имели запас хода около 50 км и развивали максимальную скорость чуть менее 20 км/час. Всего было выпущено более 70 четырехколесных экипажей, но недостатки и дороговизна электропривода в то время привели к тому, что уже через год убыток составил более 6 тысяч фунтов – сумма огромная по тем временам.

В 1907 году на улицах появились такси на базе серийных автомобилей. Но британцы быстро поняли, что серийная стандартная семейная машина – это не то что городской индивидуальный транспорт, и в 1932 году на свет появились знаменитые черные автокебы, ставшие одним из символов Лондона. Феномен лондонского кеба не повторился ни в Нью-Йорке, ни, скажем, в Риме.

Британцы осознали, что такси выполняет очень специфическую функцию. В лондонском такси место для груза находится рядом с шофером. Пол у машин сделан низким, сиденья достаточно плоскими, а потолок высоким, чтобы в машину мог легко войти и пожилой человек в головном уборе. Плюс всевозможные опции: система звукоусиления для лиц с ослабленным слухом, детские сиденья и выносная рампа для въезда инвалидной коляски.

Стандартный ресурс кеба достигает двух миллионов километров. Но нужна ли такая машина в случае, если не нужен будет водитель?

Ящик на колесиках

Еще в начале нулевых в Евросоюзе было запущено несколько научно-исследовательских программ, направленных на создание робототехнических систем управления автотранспортом. Речь шла об автомобиле, который должен получить от человека лишь направление движения, а все остальное может сделать сам, причем наиболее экономичным способом. Очень скоро определились два принципиальных направления: это создание автономных транспортных капсул и специализированных платформ – кебов.

Среди всевозможных, зачастую весьма футуристических моделей индивидуальных транспортных капсул выделяется проект чешского дизайнера Петра Кубика, названный им Robotaxi. Назвать его конструкцию автомобилем очень трудно, а вот с хэнсом-кебом у него есть определенное сходство. Этот двухместный, вертикально ориентированный, но вполне устойчивый агрегат на электрической тяге рассчитан на переброску пассажиров в черте города. Система полностью автоматическая: вы вызываете робокеб со смартфона, он вас находит, вы голосом или письменно задаете адрес, а затем стоимость поездки списывается с вашей карточки.

Robotaxi не просто похож на хэнсом-кэб, он наследует его достоинства

У этого концепта есть несомненные плюсы: большинство такси, как и 150 лет назад, возят одного-двух человек. Система может разворачиваться на месте, из ее кабины открывается превосходный обзор. Пассажиры сидят достаточно высоко; это не только приятно для обзора окрестностей, но и более безопасно при аварии, устойчивость же системе придадут тяжелые аккумуляторы в нижней части этого устройства.

Но есть и недостатки – как всегда, продолжение достоинств. Прежде всего, такая машина просто обречена иметь низкую посадку, а значит, любая кочка, крупный камень, иной посторонний предмет на дороге может стать проблемой для ее движения. Если увеличить клиренс, конструкция на трех колесах станет крайне неустойчивой. У нее нет большого багажника, а значит, это скорее транспорт для путешествия внутри города, но не в аэропорт или на вокзал. С другой стороны, насколько часто вам нужен этот самый аэропорт? Возможно, электрокар, недорогой и подлетающий по первому звонку – это решение проблемы для людей, вещами не обремененных. И, разумеется, живущих в теплом, благодатном климате.

Северно и практично

В Финляндии, стране весьма близкой к России по климатическим условиям, очень критично относились и относятся к решениям, которые требуют идеального дорожного покрытия. Увы, наледи, заносы, гололед – это реальность не только российских дорог. Не стоит забывать о низких температурах, которые вряд ли заботят жителей Калифорнии. Салон такси должен быть теплым и удобным для людей, в том числе одетых в толстую зимнюю одежду.

Более 10 лет назад группа студентов при поддержке 40 различных компаний начала работу над проектом City Cab. Они приняли за основу классическую четырехколесную платформу. Мало того, их автомобиль имеет раму, на которой крепится двигатель и подвеска, а вот корпус выполнен из многослойного карбопластика.

Финский прототип не просто бегает, он все время совершенствуется 

Чтобы обеспечить этому кебу маневренность, конструкторы оснастили его всеми поворотными колесами, а чтобы сэкономить пространство вокруг кеба, все двери открываются скольжением либо вбок, либо вверх. Такси предполагалось гибридным, в том числе потому, что батареи пока не обладают достаточной емкостью, не только для движения машины, но и для обогрева салона.

Внутреннее пространство рассчитано на перевозку пяти человек, но подъем двух сидений позволяет освободить место для двух пассажиров в инвалидных креслах или мамы с большой детской коляской. Кресла и коляски легко могут въехать в салон по специальному пандусу. Мало того, пневмоподвеска, как у городского автобуса, позволит авто приседать и подниматься, если дорожные условия будут неблагоприятными.

Такой гибрид автобуса, легковой машины и лондонского кеба уже не плод воображения конструкторов: экспериментальный образец выбежал на улицы Хельсинки. Эта платформа практически готова к установке на ней робота-шофера.

Американская перспективная модель такси также творчески развивает идеи лондонского черного кеба 

Не одни финны стали создавать свою платформу для такси нового времени. В Нью-Йорке также разрабатывают свою версию таксомотора, названную Unicab. Этот футуристический проект появился чуть позже финского, он ориентирован на полностью электрическое питание, обладает большим внутренним объемом, однако у него изолированный багажник, а двери раздвигаются в разные стороны. Как и финский прототип, американское такси рассчитано на езду с шофером, но машина может быть перенастроена на автоматическую навигацию.

Какая именно идея – капсулы или такси большего объема – выиграет, пока трудно предсказать. Вероятнее всего, они будут сосуществовать, но, может быть, появится и какой-то вариант симбиоза. 

Источник: http://slon.ru

Подпишитесь на новости! Robotics Expo
Будьте в курсе актуальных новостей индустрии, получайте только полезную информацию!
купитьбилет