Рынок дронов в России: что изменилось за 2016 год

2016-10-31
Рынок дронов в России: что изменилось за 2016 год

В этом году беспилотники окончательно закрепились на российском B2C-рынке. В нашей стране спрос на дроны растет быстрее, чем где-либо в мире.

Рекордный рост

В первом полугодии 2016 года спрос на коммерческие дроны в России вырос на 466%. Об этом свидетельствуют результаты исследования компании GFK, которая подсчитывала розничные продажи дронов конечным покупателям. Для сравнения: в Европе самый высокий показатель составил всего +190% (Италия).

Это произошло благодаря выходу на рынок бюджетных коптеров: если в 2014 году средняя цена дрона составляла 25-30 тысяч, то в 2015 году – уже 7-10 тысяч рублей.

Что умеют и сколько стоят дроны

Рынок дронов в России: что изменилось за 2016 год

Большая доля российского рынка приходится на простые любительские дроны стоимостью 2-10 тысяч рублей. Такие мультикоптеры – не более чем высокотехнологичные игрушки. Они не решают серьезных задач.

Дроны среднего ценового сегмента используются для съемки с воздуха. Наиболее известный из них – китайский DJI. Стоимость разных моделей варьируется в пределах $1000-3000. У них есть и более бюджетные конкуренты – например, дроны французской компании Parrot.

Наконец, есть дорогостоящие специализированные беспилотники, стоимость которых может достигать миллионов рублей. И это единственный сегмент, где отечественные производители конкурируют с иностранными. По госзаказу разрабатываются военные беспилотники, а частные компании предоставляют дроны для профессиональной киносъемки. Среди многообещающих разработок, которые пока не вышли на рынок, можно отметить ховерборды от российской компании Hoversurf.

Запутанное законодательное регулирование

Будущему развитию рынка дронов может помешать несовершенное законодательство. В апреле 2016 года в силу вступил закон об обязательной регистрации БПЛА массой более 250 г. Ответственной за процедуру была назначена ФСБ. При этом порядок процедуры не был прописан, что сделало ее фактически невозможной.

21 июня Госдума одобрила закон об отмене обязательной регистрации БПЛА не тяжелее 30 кг. Был также отменен пункт об обязательном прохождении пилотами курсов в учебных заведениях, готовящих работников авиации.

При этом на территории страны до сих пор действует ФАП-138, по которому пилот должен получать разрешение на каждый полет. За отклонение от полетного плана в Воздушном кодексе предусмотрено наказание. Опять же, непонятно, кто и как должен следить за нарушениями, но один случай наказания уже зафиксирован: житель Новосибирска был оштрафован за запуск коптера вблизи аэропорта.

Контроль может ужесточиться после создания «Ростелекомом» специализированной инфраструктуры, предназначенной для контроля движения дронов. Из технических подробностей известно только то, что в работе будет использоваться система «ЭРА-ГЛОНАСС». Первый опытный образец будет запущен в следующем году, а к 2020 году новая инфраструктура должна распространиться на всю территорию России. 

Подпишитесь на новости! Robotics Expo
Будьте в курсе актуальных новостей индустрии, получайте только полезную информацию!
купитьбилет